

Вынужденный в 1927 г. покинуть Севилью из-за политических репрессий, Элиос Гомес эмигрировал в Париж. Он выставлялся в различных галереях, публиковал свои рисунки в испанских эмигрантских анархистских изданиях “Тьемпос нуэвос” и “Ребелион” и в еженедельнике “Вандреди”. Из-за активного участия в акциях протеста против казни в США анархистов Сакко и Ванцетти был выслан из Франции (через 3 года он написал поэму в память казненных). Переехав в Брюссель, он участвовал в выставках, работал декоратором и иллюстрировал книгу “Всего лишь человек” Макса Деовилля. В 1928 г. совершил поездку в Амстердам, Вену, Берлин, два месяца провел в России. В 1929 г. Гомес поселился в Берлине. Там он участвовал в выставках, сотрудничал в “Берлинер тагеблатт” и других изданиях, посещал курсы типографии и интерьера. В германской столице Элиос Гомес познакомился со знаменитым немецким художником-экспрессионистом Георгом Гроссом, авангардистами из галереи “Дер Штурм” и группами художественной пропаганды, связанными с немецкими дадаистами и русскими конструктивистами.

В начале 1930 г. Международная Ассоциация Трудящихся – анархо-синдикалистский Интернационал – выпустила в Берлине первый альбом графики Элиоса Гомеса “Дни гнева: Террор в Испании”, посвященный диктатуре генерала Примо де Риверы.
Публикуя альбом, Гомес писал: “Освободить искусство от натуралистических форм и дать ему жить его собственной динамикой, одной лишь абстрактной формой заставить наблюдателя ощутить всю эмоциональность идеи, – таково, в общем, мое намерение как художника. Но я отчасти принес мои художественные идеи в жертву задаче этой книги, потому что хотел с ее помощью достичь народа”. Гравюра на дереве превратилась в тот период в излюбленный художественный метод, благодаря ее народности и способности ярко передавать политические идеи. С помощью резкой, черно-белой контрастной живописи Гомес обличает причины страданий испанского народа и превращает свое искусство в оружие революционной агитации.
После падения диктатуры Примо де Риверы художник возвращается в Испанию в 1930 г. Поселившись в Барселоне, он сотрудничает в различных журналах: “Ль`Опинио”, “Ла Рамбла”, “Ла Баталья”, “Ль`Ора”, “Боливар” и “Нуэва Эспанья”, рисует иллюстрации к книгам преимущественно левых авторов. Гомес продолжает активно участвовать в CNT, избирается делегатом ее каталонского регионального пленума от Синдиката графических профессий Барселоны. В том же году ненадолго подвергся аресту.

В конце 1930 г. в политических позициях художника произошел резкий поворот. Он временно отходит от анархизма и вступает в полутроцкистскую Каталонско-балеарскую коммунистическую федерацию, входившую в “Рабоче-крестьянский блок”. Однако Гомесу сразу же пришлось столкнуться с партийными бюрократами и идеологами, которые никогда не могли переварить его вольнодумство. В 1931 г. его исключили из федерации, и он вступил в Испанскую компартию, сотрудничал в ее изданиях “Мундо обреро”, “Хусисия сосиаль – Октубре”. Но и в этой партии художнику было не лучше: на съезде в 1932 г. в Севилье он выступил с критикой партийного руководства, за что ему немедленно приклеили ярлык “троцкиста”. В мае 1932 г. художник был арестован в Мадриде, затем переведен в тюрьму в Хаене. В июне его выпустили на свободу, и Гомес поехал в Москву как испанский делегат на Международном конгрессе пролетарских художников. В “Советском Союзе” он оставался до февраля 1934 г. Он съездил в Ленинград, жил в Москве, выставлялся в 1933 г. в Пушкинском музее. В России был выпущен его второй альбом “Испанская революция”. В нем он отказывается от абстракционистских элементов и переходит к своеобразному символическому реализму, легко понятному и остросоциальному
Весной 1934 г. Элиос Гомес вернулся в Испанию, где был снова арестован из-за участия в рабочем движении. Добившись освобождения, он вновь уезжает в Брюссель, где в начале 1935 г. выпускает свой третий альбом “Да здравствует Октябрь”, посвященный Астурийскому восстанию 1934 года.
"Крестьяне требуют хлеба…"
В 1935 г. Элиос Гомес вернулся в Барселону и примкнул к художественной группе “Шестерка”. В 1936 г. его избрали председателем Союза профессиональных дизайнеров, входившего в социалистическое профобъединение UGT. В это время он сотрудничает в различных изданиях, создает сюрреалистические рисунки и рисунки, посвященные войне. После начала гражданской войны Гомес сражался с фашистами на баррикадах Барселоны в июле 1936 г., был назначен политкомиссаром UGT, организовал колонну ополчения “Рамон Касанельяс”, принимал участие в республиканской экспедиции с целью освобождения Балеарских островов, сражался на фронтах в Арагоне, под Мадридом и в Андалусии. В декабре 1936 г. он вышел из компартии и в 1937 г. сблизился с левосоциалистической партией POUM – главным “врагом” сталинистов в Испании. Правда, в эту партию Гомес так и не вступил, а в 1938 г. вернулся в анархо-синдикалистскую CNT и был избран в культурный отдел анархистской 26-й дивизии (бывшей легендарной “Колонны Дуррути”). Вплоть до конца войны он макетировал и иллюстрировал газету дивизии “Эль Френте”, в которой поместил серию карикатур, издевательски намекающих на сталинский режим в России. Гомес занимался также организацией выставки в Барселоне, посвященной памяти Дуррути.

После поражения Республики в гражданской войне Элиос Гомес укрылся во Франции и с февраля 1939 г. по май 1942 г. находился в концентрационных лагерях в Аржеле-сюр-Мер, Браме, Верне д`Арьеж и Джельфа (Алжир). В 1942 г. ему удалось вернуться в Барселону, где в 1944 г. он организовал небольшую группу сопротивления – “Национально-республиканское освобождение”, но был арестован и провел 2 месяца в полицейской префектуре и 3 – в барселонской тюрьме “Модело”. В 1946 г. освобожден, на следующий год организовал “Дом Андалусии” в Барселоне, а в 1948 г. устроил выставку своих сюрреалистических картин в галерее “Арнаис”. Расписывал декоративной живописью стены “Джаз Колон” и “Резиденции Сан-Хайме” в Барселоне.








“Палач – кровавый убийца распинает во имя диктатуры. Мартинес Анидо не пугается жестоких картин, отвернув свою садистскую голову инквизитора”.


“Испания является республикой трудящихся всех классов”
(конституция 14 апреля 1931 г.)
0 коммент.:
Отправить комментарий