ДЕСЯТЬ ДОГМ О РАБОТЕ
Почему рост несправедливости и нестабильности в мире труда ведет не к росту социального сопротивления, а к тому, что среди самих трудящихся распространяются конформизм и покорность? Основную причину надо искать в том, что существующая система в своих собственных интересах навязывает нам целый ряд безусловных догм, которые обрекают нас всех на пассивность.
Догмы во всех религиях - это нечто, принимаемое без необходимости доказательств, навязанное силой авторитета, то, во что верят без всяких дискуссий и что нельзя отвергать без риска быть объявленным еретиком, стать маргиналом или человеком, которого заставяь замолчать. У неолиберальной капиталистической системы тоже есть свои догмы. Ее сила - в том, что сами трудящиеся разделяют эти догмы. Сказать правду, разоблачить ложь этих догм - значит найти ахиллесову пяту системы. Вот некоторые из них:
1. Предприниматели дают работу.
Предприниматели создают рабочие места лишь в той мере, в какой им это необходимо, когда им это необходимо и где им необходимо. Когда же это не совпадает с их интересами, они их уничтожают.
Главная цель предпринимателей - это получение прибыли. Одно из средств увеличения прибылей - это сокращение расходов. А один из способов сократить расходы - это уменьшить предприятие и создать низкооплачиваемые и негарантированные рабочие места. Конечно, без рабочих мест не будет и прибылей, но отдать проблему создания рабочих мест в руки предпринимателей только по этой причине, без какого бы то ни было контроля за тем, как это делается, - все равно что пустить лису в курятник.
2. Лучше иметь плохую работу, чем быть вообще безработным.
Согласиться с этим доводом - значит считать наилучшим положение рабов, потому что у них всегда была работа. Но путь к рабству - отнюдь не решение проблемы безработицы.
Необходимо признать, что попытки решить эту проблему с помощью растущего ухудшения условий труда (прекаризации) неприемлемы с гуманной и этической точки зрения. Они ведут не к созданию новых рабочих мест, а... к росту прибылей за счет выполнения той же самой работы меньшим числом работников (то есть роста нагрузки) и уменьшения цены единицы рабочего времени.
3. Безработица - это исключительно личная проблема.
Безработица - это рак, неминуемо присущий самой капиталистической системе. Чем выше уровень безработицы и чем больше труда в ухудшенных (прекаризованных) условиях, тем благодатнее почва для роста и развития капитала. Так что безработица - это не столько личная, сколько неизбежная социальная проблема.
Поверхностные меры вроде переобучения трудящихся, повышения заинтересованности в поиске работы, снижения притязаний работников и, прежде всего, ухудшения условий труда (прекаризации) не решают проблемы, а напротив, обостряют ее. Она состоит не в том, что люди не хотят работать или недостаточно подготовлены к работе. В 95% случаев этой работы или нет, или условия труда при этом совершенно неприемлемы.
4. Солидарность - это миф из прошлого. Выход только один - конкуренция.
Нам говорят, что конкуренция - это прекрасно, что те, кто прилагает больше усилий, имеют право преуспевать за счет всех остальных, что это закон жизни, в том числе экономической и социальной. Но результатом этой конкуренции со своим собственным товарищем становится отношение ко всем вокруг как к врагам. В результате этой жестокой конкуренции в товарище, в профсоюзе и т.д. видят не того, с кем вместе можно отстаивать свои интересы, а врага этих интересов.
Солидарность при решении общих проблем превращена в миф. Демонстраций и стачек нет; каждый варится в собственном соку, тонет в безнадежном эгоизме, считая всех остальных конкурентами. Эта борьба становится ядовитой, все больше становится бедных и беззащитных, рассматриваемых как нежелательные персоны, бродяги и воры. Именно их нам выдают за причину нехватки рабочих мест - а не за ее следствие. В результате этой догмы мы, вместо того чтобы объединиться в борьбе за наши общие интересы, с каждым днем все больше разъединены и воюем друг с другом.
5. Работа в ухудшенных условиях способствует стабилизации экономики.
Совершенно верно. Ухудшая условия труда, предприниматель меньше страдает от инфляции в результате возможных сделок, сокращает расходы на пособия по безработице..., увеличивает прибыли своего предприятия, заставляя работать на одном месте несколько человек в рамках сокращенного рабочего дня, вводя на предприятии различие между теми, кто имеет твердое рабочее место, и теми, кто работает по временному контракту, между работающими и безработными. К тому же официально сокращается уровень безработицы. Все это позволяет предпринимателям вкладывать больше средств и, следовательно, увеличивать производство.
Но все это имеет и другую сторону - сторону трудящихся. В работе в ухудшенных и негарантированных условиях все, что дает стабильность предпринимателю, означает нестабильность для трудящегося. За счет кого строится общество, в котором некоторые -немногие - живут хорошо и с каждым днем все лучше, а другие - огромное большинство - принуждены в условиях всеобщей растущей прекаризации?
6. Другой альтернативы нет.
Вот она, самая главная опасность догм. Все СМИ убеждают нас, что все неизбежно, что иного выхода нет, что это наилучший путь к полной занятости в ближайшем будущем. Вот почему мы чувствуем себя с каждым днем все более беззащитными в руках предпринимателей, терпим любые беззакония. Эта догма внушает трудящемуся скептицизм в отношении его трудовых прав и полный отказ от законного или профсоюзного протеста.
В то же самое время все это приводит к тому, что предприниматель чувствует себя все сильнее перед лицом трудящихся, ощущает себя всемогущим господином. Самое главное, что трудящихся лишают воли, заставляют их принимать все, что им дают. Они приходят к убеждению, что у них нет никаких прав по отношению к предпринимателю, а если они и есть, то лучше ими не пользоваться - все равно проиграешь.
Либо мы каждый в отдельности и коллективно отбросим эту догму, либо будем обречены укреплять фундамент наших собственных несчастий.
7. Выход - в большей гибкости рынка труда.
Нам говорят: «Придание гибкости рынку труда, полная свобода предпринимателей от всякого контроля благоприятствует капиталовложениям и, следовательно, занятости». «Уменьшение привилегий работников с прочной занятостью создает больше возможностей для безработных». «Профсоюзы защищают эгоизм людей, имеющих твердые рабочие места, тем самым они отпугивают инвесторов и затрудняют создание рабочих мест». «Следует развивать временную занятость по контрактам».
Один вопрос: почему эти догмы поддерживают и защищают сами трудящиеся? Разве не логично было бы, если бы предприниматель, а не трудящийся шел на риск нестабильности и неуверенности перед лицом кульбитов и прыжков рынка? Почему же трудящийся принимает как неоспоримую догму придание гибкости рынку труда, хотя это обрекает его на негарантированный труд в ухудшенных условиях, на нестабильность, на потерю контроля за своим рабочим местом и своих заработков, на утрату всякой надежды на будущее - а в обмен предпринимателю предоставляются большие гарантии и экономические привилегии?
Придание гибкости рынку труда на самом деле ведет к созданию рабочих мест с низким уровнем зарплаты, с большей продолжительностью рабочего времени за те же самые деньги, к подённому найму, к увольнениям без всякого социального и юридического обоснования, к сокращению пособий по безработице, к увеличению числа частных агентств по трудоустройству, росту системы субконтрактов, превращению все большего числа твердых рабочих мест во временные и т.д. и т.п.
8. Главная проблема - это безработица.
Если главная проблема - это безработица, то единственный выход - это хоть какая-нибудь работа. Подобными аргументами защищают создание рабочих мест с ухудшенными условиями, консолидацию нестабильности, массовую прекаризацию. Так утверждают, что самое главное - привлечь работодателей, чтобы они чувствовали себя всемогущими внутри предприятия и фирмы. Внушают веру в то, что на предприятии главный закон - это воля шефа. Воля предпринимателя - это единственная власть, от которой зависят заработки и стабильность положения трудящегося. А профсоюзы соответственно - враги трудящихся, так ссорят его с предпринимателем.
9. Не работают те, кто не хочет работать.
Из всех догм эта - самая бесстыдная. Отсутствие работы вызывает такие эмоциональные, семейные и социальные проблемы среди молодежи, которая лишается профессии и не знает, что ей делать, и среди тех, кто старше 45 лет, выброшен за ворота и не имеет уже возможностей устроиться...
Именно из-за отсутствия работы такое большое количество людей живет в бедности, в недостойных человека условиях, потребляет наркотики, ворует, попадает в тюрьму, живет на милостыню, обивает пороги благотворительных столовых, ночует под открытым небом и т.д.
10. Следует бороться против всех тех, кто отнимает у нас работу.
Эта догма имеет различные варианты: «Эмигранты приезжают в нашу страну или наш город, чтобы украсть у нас рабочие места. Это незаконно. Они представляют собой постоянную угрозу для общества. Против них надо принять драконовские меры». Или: «Все эти наркоманы, цыгане, бывшие заключенные и т.д. - все они отбросы общества, их надо держать под жестким контролем». Мы готовы положиться на полицию, которая будет контролировать ситуацию, на социальных работников государства, на неправительственные благотворительные организации, занятые перераспределением нищеты.
Вследствие этих догм мы, вместо того, чтобы бороться за действительное решение проблем, соглашаемся на меры, которые натравливают нас друг на друга, сталкивают нас, заставляя возлагать вину на тех, кто страдает от тех же проблем еще больше, чем мы сами.
Почему рост несправедливости и нестабильности в мире труда ведет не к росту социального сопротивления, а к тому, что среди самих трудящихся распространяются конформизм и покорность? Основную причину надо искать в том, что существующая система в своих собственных интересах навязывает нам целый ряд безусловных догм, которые обрекают нас всех на пассивность.
Догмы во всех религиях - это нечто, принимаемое без необходимости доказательств, навязанное силой авторитета, то, во что верят без всяких дискуссий и что нельзя отвергать без риска быть объявленным еретиком, стать маргиналом или человеком, которого заставяь замолчать. У неолиберальной капиталистической системы тоже есть свои догмы. Ее сила - в том, что сами трудящиеся разделяют эти догмы. Сказать правду, разоблачить ложь этих догм - значит найти ахиллесову пяту системы. Вот некоторые из них:
1. Предприниматели дают работу.
Предприниматели создают рабочие места лишь в той мере, в какой им это необходимо, когда им это необходимо и где им необходимо. Когда же это не совпадает с их интересами, они их уничтожают.
Главная цель предпринимателей - это получение прибыли. Одно из средств увеличения прибылей - это сокращение расходов. А один из способов сократить расходы - это уменьшить предприятие и создать низкооплачиваемые и негарантированные рабочие места. Конечно, без рабочих мест не будет и прибылей, но отдать проблему создания рабочих мест в руки предпринимателей только по этой причине, без какого бы то ни было контроля за тем, как это делается, - все равно что пустить лису в курятник.
2. Лучше иметь плохую работу, чем быть вообще безработным.
Согласиться с этим доводом - значит считать наилучшим положение рабов, потому что у них всегда была работа. Но путь к рабству - отнюдь не решение проблемы безработицы.
Необходимо признать, что попытки решить эту проблему с помощью растущего ухудшения условий труда (прекаризации) неприемлемы с гуманной и этической точки зрения. Они ведут не к созданию новых рабочих мест, а... к росту прибылей за счет выполнения той же самой работы меньшим числом работников (то есть роста нагрузки) и уменьшения цены единицы рабочего времени.
3. Безработица - это исключительно личная проблема.
Безработица - это рак, неминуемо присущий самой капиталистической системе. Чем выше уровень безработицы и чем больше труда в ухудшенных (прекаризованных) условиях, тем благодатнее почва для роста и развития капитала. Так что безработица - это не столько личная, сколько неизбежная социальная проблема.
Поверхностные меры вроде переобучения трудящихся, повышения заинтересованности в поиске работы, снижения притязаний работников и, прежде всего, ухудшения условий труда (прекаризации) не решают проблемы, а напротив, обостряют ее. Она состоит не в том, что люди не хотят работать или недостаточно подготовлены к работе. В 95% случаев этой работы или нет, или условия труда при этом совершенно неприемлемы.
4. Солидарность - это миф из прошлого. Выход только один - конкуренция.
Нам говорят, что конкуренция - это прекрасно, что те, кто прилагает больше усилий, имеют право преуспевать за счет всех остальных, что это закон жизни, в том числе экономической и социальной. Но результатом этой конкуренции со своим собственным товарищем становится отношение ко всем вокруг как к врагам. В результате этой жестокой конкуренции в товарище, в профсоюзе и т.д. видят не того, с кем вместе можно отстаивать свои интересы, а врага этих интересов.
Солидарность при решении общих проблем превращена в миф. Демонстраций и стачек нет; каждый варится в собственном соку, тонет в безнадежном эгоизме, считая всех остальных конкурентами. Эта борьба становится ядовитой, все больше становится бедных и беззащитных, рассматриваемых как нежелательные персоны, бродяги и воры. Именно их нам выдают за причину нехватки рабочих мест - а не за ее следствие. В результате этой догмы мы, вместо того чтобы объединиться в борьбе за наши общие интересы, с каждым днем все больше разъединены и воюем друг с другом.
5. Работа в ухудшенных условиях способствует стабилизации экономики.
Совершенно верно. Ухудшая условия труда, предприниматель меньше страдает от инфляции в результате возможных сделок, сокращает расходы на пособия по безработице..., увеличивает прибыли своего предприятия, заставляя работать на одном месте несколько человек в рамках сокращенного рабочего дня, вводя на предприятии различие между теми, кто имеет твердое рабочее место, и теми, кто работает по временному контракту, между работающими и безработными. К тому же официально сокращается уровень безработицы. Все это позволяет предпринимателям вкладывать больше средств и, следовательно, увеличивать производство.
Но все это имеет и другую сторону - сторону трудящихся. В работе в ухудшенных и негарантированных условиях все, что дает стабильность предпринимателю, означает нестабильность для трудящегося. За счет кого строится общество, в котором некоторые -немногие - живут хорошо и с каждым днем все лучше, а другие - огромное большинство - принуждены в условиях всеобщей растущей прекаризации?
6. Другой альтернативы нет.
Вот она, самая главная опасность догм. Все СМИ убеждают нас, что все неизбежно, что иного выхода нет, что это наилучший путь к полной занятости в ближайшем будущем. Вот почему мы чувствуем себя с каждым днем все более беззащитными в руках предпринимателей, терпим любые беззакония. Эта догма внушает трудящемуся скептицизм в отношении его трудовых прав и полный отказ от законного или профсоюзного протеста.
В то же самое время все это приводит к тому, что предприниматель чувствует себя все сильнее перед лицом трудящихся, ощущает себя всемогущим господином. Самое главное, что трудящихся лишают воли, заставляют их принимать все, что им дают. Они приходят к убеждению, что у них нет никаких прав по отношению к предпринимателю, а если они и есть, то лучше ими не пользоваться - все равно проиграешь.
Либо мы каждый в отдельности и коллективно отбросим эту догму, либо будем обречены укреплять фундамент наших собственных несчастий.
7. Выход - в большей гибкости рынка труда.
Нам говорят: «Придание гибкости рынку труда, полная свобода предпринимателей от всякого контроля благоприятствует капиталовложениям и, следовательно, занятости». «Уменьшение привилегий работников с прочной занятостью создает больше возможностей для безработных». «Профсоюзы защищают эгоизм людей, имеющих твердые рабочие места, тем самым они отпугивают инвесторов и затрудняют создание рабочих мест». «Следует развивать временную занятость по контрактам».
Один вопрос: почему эти догмы поддерживают и защищают сами трудящиеся? Разве не логично было бы, если бы предприниматель, а не трудящийся шел на риск нестабильности и неуверенности перед лицом кульбитов и прыжков рынка? Почему же трудящийся принимает как неоспоримую догму придание гибкости рынку труда, хотя это обрекает его на негарантированный труд в ухудшенных условиях, на нестабильность, на потерю контроля за своим рабочим местом и своих заработков, на утрату всякой надежды на будущее - а в обмен предпринимателю предоставляются большие гарантии и экономические привилегии?
Придание гибкости рынку труда на самом деле ведет к созданию рабочих мест с низким уровнем зарплаты, с большей продолжительностью рабочего времени за те же самые деньги, к подённому найму, к увольнениям без всякого социального и юридического обоснования, к сокращению пособий по безработице, к увеличению числа частных агентств по трудоустройству, росту системы субконтрактов, превращению все большего числа твердых рабочих мест во временные и т.д. и т.п.
8. Главная проблема - это безработица.
Если главная проблема - это безработица, то единственный выход - это хоть какая-нибудь работа. Подобными аргументами защищают создание рабочих мест с ухудшенными условиями, консолидацию нестабильности, массовую прекаризацию. Так утверждают, что самое главное - привлечь работодателей, чтобы они чувствовали себя всемогущими внутри предприятия и фирмы. Внушают веру в то, что на предприятии главный закон - это воля шефа. Воля предпринимателя - это единственная власть, от которой зависят заработки и стабильность положения трудящегося. А профсоюзы соответственно - враги трудящихся, так ссорят его с предпринимателем.
9. Не работают те, кто не хочет работать.
Из всех догм эта - самая бесстыдная. Отсутствие работы вызывает такие эмоциональные, семейные и социальные проблемы среди молодежи, которая лишается профессии и не знает, что ей делать, и среди тех, кто старше 45 лет, выброшен за ворота и не имеет уже возможностей устроиться...
Именно из-за отсутствия работы такое большое количество людей живет в бедности, в недостойных человека условиях, потребляет наркотики, ворует, попадает в тюрьму, живет на милостыню, обивает пороги благотворительных столовых, ночует под открытым небом и т.д.
10. Следует бороться против всех тех, кто отнимает у нас работу.
Эта догма имеет различные варианты: «Эмигранты приезжают в нашу страну или наш город, чтобы украсть у нас рабочие места. Это незаконно. Они представляют собой постоянную угрозу для общества. Против них надо принять драконовские меры». Или: «Все эти наркоманы, цыгане, бывшие заключенные и т.д. - все они отбросы общества, их надо держать под жестким контролем». Мы готовы положиться на полицию, которая будет контролировать ситуацию, на социальных работников государства, на неправительственные благотворительные организации, занятые перераспределением нищеты.
Вследствие этих догм мы, вместо того, чтобы бороться за действительное решение проблем, соглашаемся на меры, которые натравливают нас друг на друга, сталкивают нас, заставляя возлагать вину на тех, кто страдает от тех же проблем еще больше, чем мы сами.
"CNT", май 2000 года.
Перевод: В. Граевский
0 коммент.:
Отправить комментарий